Неділя, 24.11.2024, 05:53:49
   Студія практичної психології "INDIGO"
Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гость · RSS
[ Нові повідомлення · Учасники · Правила форуму · Пошук · RSS ]
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Религия
PavelgreenДата: Середа, 10.03.2010, 11:01:31 | Повідомлення # 1
Администратор + Организатор
Група: Администраторы
Повідомлень: 116
Репутація: 2
Статус: Offline
Рели́гия— особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

* одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
* организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению сторонников религии, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживается священнослужителями.


"Мудрец избегает всякой крайности!"
 
ДимаДата: Четвер, 11.03.2010, 13:12:17 | Повідомлення # 2
Свой человек)
Група: Проверенные
Повідомлень: 55
Репутація: 1
Статус: Offline
Великий бог в Белом Халате

Такое размышление... Представьте себе клетку, в клетке живут маленькие, белые мыши, и один раз в день Великий Всемогущий бог в Белом Халате дает этим мышам кусочек сыра.

Мыши едят этот сыр и благодарят великого бога в Белом Халате. Они говорят: «Спасибо Великий бог в Белом Халате, сыр наш насущный ты дал нам». Иногда Великий бог забывает дать мышам сыра, и тогда мыши говорят: «Грешные мы, мыши, плохо мы молились Великому богу в Белом Халате, и жили не по его завету».

А на самом деле, Великий бог в Белом Халате просто забыл в этот день про белых мышей. Мыши говорят: «Великий бог в Белом Халате создал нас по своему образу и подобию, у нас ведь тоже белая шерстка, как у него белый халат, мы тоже можем ходить на задних лапках, как и он». Но Великий бог в Белом Халате, никогда не создавал мышей, он всего лишь создал клетку и заселил ее белыми мышами.

Но однажды объявился маленький, но очень хитрый мыш, который заявил: «Мыши, вы думаете, что я сын вот той белой мышки? Ничего подобного, я сын вот той белой мышки и великого бога в Белом Халате». «Но как же так» — удивились мыши – «ведь Великий бог снаружи, а белая мышка внутри». «А я был непорочно зачат», — объяснил маленький хитрый мышь.

И тогда он стал творить чудеса, и тогда все мыши слушались его, а потом в один прекрасный момент разозлились: «ничего себе, он сын бога в Белом Халате, а мы что просто мыши что ли?», и очень плохо с этим мышом поступили;. Потом объявился другой мышь, тоже очень хитрый и проворный. И объявил этот мышь: «Мыши, да нет никого Великого бога в Белом Халате, клетка наша эволюционно возникла из разбегающихся галактик, а сыр абсорбируется из атмосферы, одному мне мышу известным законам, которым я вас всех мышей научу». И перестали мыши верить в великого бога в Белом Халате.

Но от этого Великий бог в Белом Халате никуда не исчез, более того, Великому богу в Белом Халате абсолютно безразлично, верят в него мыши, не верят в него мыши, живут мыши по каким-то своим законам, или вообще без всяких законов. Иногда Великий бог в Белом Халате забирает какого-нибудь мыша на опыт. Если мышь был глупый и злой, то все мыши думают, что он забрал его в ад, на вечные муки, а если мышь был хороший и добрый, то все думают, что он забрал его в рай на вечное блаженство. Но на самом деле Великий бог в Белом Халате просто забрал мыша на опыты, потому что Великому богу в Белом Халате от мышей ничего толком вообще то не нужно, кроме того, чтобы брать их иногда на опыты.

Если когда-нибудь, мыши поймут, зачем Великий бог в Белом Халате создал клетку и заселил ее ими, наверно они очень разозлятся, захотят поломать эту клетку и выбраться наружу. Это есть легенда о белых мышах и Великом боге в Белом Халате, она предваряет изучение великого принципа вседебильности мироздания.

 
pomizhhmarДата: П`ятниця, 12.03.2010, 10:30:41 | Повідомлення # 3
Модератор форума\организатор
Група: Модераторы
Повідомлень: 114
Репутація: 1
Статус: Offline
Переживание человеком собственной ограниченности и предельности в последнее время в психологии рассматривается как источник религиозности. Но несмотря на это невозможно говорить об автоматическом формировании религиозной позиции. Причина состоит в том, что реакция на собственную ограниченность неодинаково отображается на психике разных личностей. Можно выделить три основных типа реакции на факт ограниченности человека. Каждая из этих позиций может быть и религиозной, и не религиозной.

1) Отрицание
Отрицание факта присутствия различных ограничений
человеческой природы рождает иллюзии всемогущества и исключительности. Это может быть у тех, кто считает науку способом освобождения людей от различных неправедных поступков. В свое время Фрейд провозгласил себя новым Моисеем, который освободит людей от вины, возложенной на них библейским Моисеем через свое учение . Потом позже в научном мировоззрении марксистов были обещания счастливого коммунистического общества. Гуманисты подчеркивают бесконечность возможностей человека. Опираясь на недостаточное определение собственной ограниченности, сформировался незрелый тип религиозности, в котором таинства и другие обряды воспринимаются в эгоцентрическом и магическом способе. Бог в этой ситуации воспринимается только как способ для успокоения собственных потребностей.

2) Избежание
Избежание правды о реальной ограниченности собственной личности приводит к появлению экзистенциального страха: чувство бессодержательности, скуки и панического ужаса перед смертью и судьбой. Причины, мотивирующие эти чувства, кроются в сверхзначимости для человека вопросов философской природы. Отсутствие ответов на эти вопросы может привести к ноогоннему (философскому) неврозу . Некоторые люди существуют, не принимая никаких решительных действий в своей жизни, и с недостаточным чувством самоутверждения. Поэтому религиозность встает перед ними как предложение смысла, чувства безопасности и общности, что в конечном итоге помогает им выжить. Но для таких людей религиозность не становится внутренней необходимостью, не переосмысливается повторно, более глубоко. Личность, избегающая истины о собственной ограниченности, может вести себя сверхактивно, чтобы таким способом стать нечувствительной к проблеме собственной предельности.

3) Акцептация
Признание ограниченности человеческой природы - это не легкий процесс. Но человек, познавая предельность условий существования, открывает религию. А благодаря этому постепенно приходит к более фундаментальной надежде. Если личность соглашается с полностью очевидным фактом, что она не всесильна, то сразу же ее деятельность и все существующее становятся вполне реальными. Тем, Кто гарантирует полный смысл существования является Всемогущий Бог.
Восприятие личностного Бога как образца своих собственных действий приводит к формированию внутренней религиозности, свидетельством чему является христианство, пережившее множество критики и нападок с самых разных сторон.

 
pomizhhmarДата: П`ятниця, 12.03.2010, 10:32:01 | Повідомлення # 4
Модератор форума\организатор
Група: Модераторы
Повідомлень: 114
Репутація: 1
Статус: Offline
РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Естественная склонность к религии не тождественна простой неизбежности, так как религиозность включает в себя не только божественный, но и человеческий акт, что в какой-то мере является проблемой выбора. А он происходит дифференцировано: в одних людей он глубокий и связан со многими слоями психики, у других-затрагивает только второстепенные вопросы жизни. Соответственно этому и формируется религиозная личность-комплекс психических черт и поведения, знаменательных для религиозного человека. Но даже несмотря на, возможно, одинаковую глубину религиозности у различных людей будут неодинаковые ее проявления. Это зависит от религиозного типа и характера человека, а также от функции религиозности в каждом отдельном человеке.

Основные типы религиозности.
В зависимости от глубины выражения в людях выделяют внешнюю, внутреннюю, и личную религиозность.
Внешняя религиозность служит для приобретения чувства безопасности и общественных позиций. Здесь не учитывается полнота религиозных истин, а отбирается только то, что отвечает собственным интересам личности. Человек с внешней религиозностью хорошо понимает ее общественные функции, но свои религиозные обязанности исполняет плохо, поверхностно, часто под воздействием второстепенных мотивов.
Внутренняя религиозность пронизывает всю жизнь человека, объединяет потребности и ценности с общественными нормами. Она более осмысленна и дифференцирована, личностна и универсальна, настроена на тесные братские отношения, на любовь к ближнему. Здесь религиозная ценность-самый важный абсолют. Когда человек живет такой религиозностью, он постоянно ищет более глубоких ценностей и всегда принимает активное участие в жизни религиозной группы, общины.
Основные элементы, отличающие эти два вида религиозности-это дифференцированость, аллоцентризм или эгоизм, связь с жизнью, признание религиозных ценностей как средства или цели.
Персональная (личная) и аперсональная религиозность. Эти два типа составляют две противоположности одного и того же континиума. Подобие составляет внешняя и внутренняя религиозность, поэтому конкретный человек может быть охарактеризован как более или менее лично направлен в своей религиозной позиции. В этом случае Бог воспринимается как личностный Бог, составляющий абсолютную и первобытную, а не инструментальную ценность. На библейском языке это звучит как посвящение человека Богу как Господу-Господину (хозяину) всей своей жизни. Бог здесь не используется как прикрытие или "костыль". Между Богом и человеком происходит диалог и двухсторонняя непосредственная связь.

Взаимосвязь характера и религиозности.
Рассматривая характер и темперамент человека и учитывая, что некоторые из особенностей личности могут доминировать, можно проследить влияние на религиозность конкретного человека его личных качеств, и увидеть их взаимосвязь. Существует несколько классификаций типологии человека и зависимости от этого религиозности. Можно рассмотреть условное деление характера человека и религиозности.
Интеллектуальный тип. Как и все остальное, религию воспринимает через разум. Переживает ее как проблему истин, необходимых для познания, с целью получения душевного покоя. Интеллект стоит вначале каждого религиозного акта. Религиозные дела являются проблемой к восприятию и решению. В христианстве этот тип характерен больше для западного протестантизма.
Волевой тип. Религию воспринимает как ценность, которой необходимо предоставить жизнь актом воли. Благодаря естественной связи процессов выбора и познания, религиозность в этом случае очень хорошо осмысленна и в большинстве случаев проникает очень глубоко, охватывая всего человека.
Эмоциональный тип. Субъективно оценивает религию в связи с чувственным богатством психики. Религиозные догмы воспринимает как само собой разумеющееся. Религиозность достаточно яркая, но не всегда поддается анализу интеллекта.
И. Пастушка выделяет три подтипа эмоционального типа :
1 Эйфорийный - характеризуется идеализированием мира, что усложняет своевременное выявление реальных жизненных трудностей на пути к цели.
2 Меланхолический - характеризуется длительным настроением нежной тоски, благодаря чему такой человек склонен к посвящению (полной отдаче религии)
3 Эстетический - Бога понимает, прежде всего, как источник или проявление гармонии и неземного переживания.
Гармонический тип. Характеризуется равномерным соотношением всех психических сил человека в векторе религиозности. Это создает хорошие возможности для всестороннего развития как внешних, так и внутренних аспектов религиозной жизни

Характеристика личной религиозности в христианстве по Р. Яворскому.
Один из польских специалистов в области психологии религии Р.Яворский предлагает следующую характеристику личной религиозности в христианстве:
--активность и заангажированность, происходящие от осознания и внутреннего чувства связи с Богом. Эта связь рождает заинтересованность богословско-религиозными вопросами;
--спонтанность и творчество, благодаря чему личность быстро усваивает полезные ценности. Свежесть бытия дает ей возможность постоянно обогащать свою систему убеждений;
--открытость к позитивному контакту с другими течениями и позициями. Верующие люди не изолируют свою религиозную жизнь от остальных сфер бытия;
--автономность религиозной жизни, состоящей в том, что личность считает свои религиозные убеждения результатом свободного выбора, а не следствием навязывания их силой;
--чувство свободы и ответственности-сознательной открытостью у ценностям, приносимых религией (свобода "до"). Принимая определенные ценности люди с личной религиозностью готовы принять и ответственность, которую воспринимают как внутренний долг;
--осознание цели своего бытия-определение в жизненных обстоятельствах какой-то цели и соединение ее с религией, которая после этого будет исполнять также и роль философии жизни;
--аллоцентризм-в центре жизни человека не его "Я", а Бог и соответствующие принципы относительно человеческой жизни. Аллоцентризм личной религиозности склоняет ее к общечеловеческим или общерелигиозным действиям;
--стабильность-твердость основных религиозных убеждений, чувств, мотивов, поступков. Это помогает личности противостоять отрицательному отношению к ней и сохраняет в стрессовых ситуациях. Пережитые кризисы не ломают жизнь религиозной личности, а наоборот, могут ее обогатить.

 
pomizhhmarДата: П`ятниця, 12.03.2010, 10:33:07 | Повідомлення # 5
Модератор форума\организатор
Група: Модераторы
Повідомлень: 114
Репутація: 1
Статус: Offline
РЕЛИГИОЗНОСТЬне является чем-то неизменным, что дано человеку раз и навсегда, но она как будто бы возрастает вместе с человеком, становясь каждый раз все более сложной и интегрированной. Религиозное развитие и созревание не происходит изолированно от интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Но нужно отметить, что в каждой религии есть личности, которые глубоко вникают в религиозную жизнь и вроде бы опережают нормальное психическое и религиозное развитие.
Главную роль в религиозности человека играют несколько факторов, к которым относятся прежде всего следующие: опыт, потребности, эмоции и социальные группы.

ОПЫТ
Опыт, приводящий к религиозным переживаниям и вызванный религиозными факторами, охватывает всего человека. Это открывает для людей неповторимые возможности для развития в направлении Бога. Нужно отметить, что жизнь взрослого человека в большой мере обусловлена опытом, вынесенным из детства, а прежде всего - из контактов с матерью. На почве этих контактов создается основание доверия, являющееся основанием для открытия возможностей и формирования своего способа понимания Бога. Так, ребенок, который не узнал акцептации в своей семье, во взрослом состоянии будет иметь серьезные проблемы с доверием Богу, поскольку опыт, вынесенный из жизни в кругу семьи, делает наиболее весомый взнос в развитие его сегодняшней и будущей религиозности.
В родственных контактах и первых воспитательных влияниях происходит передача детям определенной экзистенциональной сути, то есть всего, что касается наиболее ценных аспектов жизни человека, прежде всего - правды о смысле жизни. Сформированный в этот период образ Бога составляет или может это делать как помощь, так и препятствие в религиозной жизни.
Как и в каждом восприятии и переживании важной для человека сути, определяющее значение имеет пример конкретного человека или встреча с кем-то, кто является для ребенка авторитетом. Но не только ребенок тянется к авторитетам и аутентичности, это происходит с каждым человеком.
Религиозные переживания человека могут быть очень разнообразными, начиная с простой заинтересованности и достигая вершин мистики или духовной жизни. Конечно, не все следует принимать за истину - это отдельный вопрос - чаще всего приходится иметь дело с проявлениями средней религиозности, которая более всего отвечает человеческим потребностям.

ПОТРЕБНОСТИ
Потребности относятся к мотивам человеческого поведения и в том или другом способе требуют успокоения. Удовлетворение потребностей приводит к возрастанию ценностей того, кто вынуждает или успокаивает потребности. Например, если кто-то получает ответ от Бога на свои молитвы, то увеличивается его вера в Бога, а также возрастает значение молитвы.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ
Чувства имеют исключительное значение в жизни человека вообще, а также заметно их влияние в сфере формирования религиозности. С одной стороны, они до определенного уровня определяют форму человеческих взаимоотношений, а с другой стороны - раскрываются или закрываются для опыта вне- или сверхчеловеческого. Нередко случаются случаи, которые можно определить как чувственное помрачение или чувственная закомплексованность .
По словам некоторых католических ученых в области психологии религии, чувства исполняют ведущую роль, если разговор идет о религиозной заангажированности, как в позитивном, так и в отрицательном понимании. Очевидно, что почти все чувства, известные у человека, могут проявляться в религиозном поведении, но некоторые из них имеют преимущественное значение. Выдвигается даже мысль о существовании комплекса особенных религиозных чувств, а прежде всего - религиозного страха и религиозного увлечения (заинтересованности) . Очень интенсивные проявления контакта с Богом определяют экстаз, чувство привязанности, близости, доверия, надежды, сочувствия и др.
Чувства являются фактором психической жизни, который в значительной мере способствует формированию личной религиозной зрелости большинства людей.
По мнению протестантских ученых-психологов (трихотомистов) это не совсем так. Здесь связь с Богом происходит на уровне духа, и чувства не являются определяющими религиозное развитие человека, а должны подчиняться его духу, и должны контролироваться человеческим разумом. Первостепенное значение отводится интуиции.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Человек - социальная личность и может полноценно развиваться только в отношениях с остальными. Библия говорит о том, что человек создан Богом для общения: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". (Быт. 2:18) Даже жизнь в монастырях, где предусмотрена внешняя изоляция, не означает полного разрыва связей с миром. Наоборот: в некотором понимании смысл существования таких религиозных общин заключается в помощи миру таким способом, чтобы быть образцом для него. В то же время монахи пользуются материальными благами мира.
Во свете постоянно длящейся дискуссии на тему эффективности изучения религии в школе следует отметить, что на формирование религиозной жизни детей гораздо большее влияние имеет религиозность родителей нежели уроки изучения Библии или Закона Божьего. Не следует также забывать, что семейное религиозное воспитание происходит не в пустоте. Оно соединяется с определенным климатом среды, который довольно часто только частично затрагивает сущность религии. Основными факторами влияния считаются группы сверстников, друзей, "идолов", мода, средства массовой информации и др. Входя в общественную среду, человек постоянно учится чему-то новому. Это относится и к религиозному поведению, и к умению лучше понять себя самого - на что способен человек и чего ему следует избегать.
Существует еще одна очевидная истина, что любое религиозное развитие возможно благодаря Божественной милости и основным биолого-психологическим склонностям. Даже самое лучшее религиозное окружение не может помочь обрести развитую веру умственно или эмоционально незрелому человеку.
Как любое другое развитие, так и религиозное связано с аккомодацией, то есть с приспосабливанием собственных систем познания к требованию приобретения нового опыта. Поэтому на религиозное развитие следует смотреть как на процесс интеграции нового и старого. Здесь не говориться о механическом сложении нового религиозного и старого нерелигиозного опыта, но о попытке соединения его на высшем уровне. Со временем углубления религиозных знаний эти уровни становятся еще более стабильными, а горизонты интегрирования все более расширенными. На протяжении столетий ученые-теологи и философы описывали ситуации, когда кто-то прожил короткую жизнь, но прожил много - имел специальные возможности для непосредственного и глубокого схождения к самим высотам религиозного опыта.
Приобретение нового религиозного опыта и согласование его с тем, который приобретен раньше, не происходит легко. Этому препятствует желание сохранить status quo или страх перед изменениями. Не исключено, что страх перемен становится основным составляющим страха перед действительностью. Помимо разных способов обороны перед новым встречается много случаев, когда люди разного возраста пытаются сопоставить новое понимание религиозности с теми принципами, которые вынесли с детства. В этом случае старый нерелигиозный опыт может препятствовать новому и не может быть речи об их интеграции. С этой целью переоцениваются старые жизненные системы и накапливается новый религиозный опыт. Такая же ситуация может случится и при переходе человека из одной религии в другую.
В теориях религиозного развития обращается внимание на два типа восприятия перемен: относительно взгляда на пассивность человека считается, что такое развитие возможно, но это вопрос времени, поэтому не следует его сильно ускорять; согласно другому типу утверждается, что религиозная жизнь развивается благодаря усилиям человека. Эти две концепции религиозного развития человека можно условно разделить на пассивную и активную. Последняя становится все более популярной в психологии религии вообще, а в христианстве - в православии, в католицизме и в некоторых протестантских деноминациях. Большинство же протестантов придерживаются первой концепции-пассивной.

 
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Пошук: