Очень часто человек попадает в такие ситуации, когда стоит
какая-то задача и ее нужно решить быстро и качественно.
Наверное, каждый из нас хоть раз, но попадал в такую
ситуацию. Когда мы оставались один на один с нашей задачей, которая требовала
быстрого решения. Ее разрешение требовало определенного способа действий.
Различают задачи открытые и закрытые.
В открытых, информации очень мало, поэтому отсутствуют
возможные решения. Человек должен сформировать собственные варианты, а затем
выбрать один из них. Такие задачи называют также неопределенными.
Другая разновидность – закрытые. В них уже содержится набор
возможных решений. Человеку остается только выбрать один из имеющихся способов.
Но решать закрытые задачи вовсе не легче, чем открытые.
Возникает вопрос: «Почему?» То, что есть несколько вариантов
ответа – это хорошо, но это не значит, что сделать правильный выбор легко.
Существует ряд моментов, которые делают выбор правильного решения
затруднительным: а) набор имеющихся решений может быть неполным; б) этот же
набор может быть, наоборот, очень разнообразным и многочисленным; в) сама
процедура выбора может быть связана с различными переживаниями.
Представим себе, например, ситуацию аварии на космическом
корабле…
Различают следующие задачи:
КОНВЕРГЕНТНЫЕ, имеющие только одно правильное решение;
ДИВЕРГЕНТНЫЕ, где цель допускает наличие нескольких верных
решений.
Дивергентные задачи способствуют проявлению творческой
свободы человека. Конвергентные же задачи напоминают алгебраические, где важен
единственный ответ.
Решение задачи, независимо от ее особенностей, имеет ряд
шагов:
1)Выявление задачи.
2)Определение желаемого результата.
3)Выработка путей и идей решения задачи.
4)Проверка идей.
Первый этап. Мы живем в хорошо знакомых и четко
организованных условиях, мы часто действуем по привычке, шаблонно. Именно это
нередко затрудняет выявление недочетов, пробелов и неясностей.
Второй этап, помогает нам сосредоточиться на цели. Это
помогает нам ее глубже понять и при необходимости видоизменить ее
первоначальную формулировку: заменить трудную для достижения цель, на несколько
простых промежуточных целей. Решить которые будет легче.
Анализируя исходные данные, мы выделяем из них важные,
отбрасываем ненужные.
На следующем этапе, человек генерирует новые данные, которые
помогают синтезировать имеющуюся информацию и достичь поставленной цели. Именно
здесь происходит инсайт. Когда решение приходит мгновенно, как гром среди
ясного неба.
На последнем этапе проверки человек анализирует ценность
идеи в свете имеющейся у него информации. На этом этапе происходит
окончательное принятия решения или отклонение идеи.
Для активизации мышления можно применять специальные формы
организации мыслительного процесса. Одним из таких способов являются игры
Нового Кода НЛП. Это упражнения, цель которых достичь высокопродуктивного
состояния сознания. Это состояние характеризуется активизацией общего тонуса организма,
быстротой мыслительных процессов, предельной концентрацией внимания и
активизации творческих способностей.
В высокопродуктивном состоянии сознания мышление работает по
схеме "сознательный вопрос - бессознательный ответ». В этом состоянии
человек не производит сознательного поиска решений задачи, а остается
спонтанным, позволяя решению прийти самому, из бессознательного.
Трудноразрешимые задачи доставляют нам дискомфорт, но именно
они нас и развивают. Они развивают своей сложностью и неясностью. Но после того
как мы решили эти задачи, когда побороли все сложности, которые были у нас на
пути, мы получаем в качестве награды, помимо достигнутого результат еще и
чувство глубокого удовлетворения, уверенности в себе, победы. Тот дискомфорт,
те сложности, которые нам приходится преодолевать и есть ключевым моментом
нашего развития, ведь именно в такие моменты мы по настоящему учимся, именно в
эти моменты мы выходим за рамки своей зоны комфорта. И только тогда мы
становимся успешными и свободными.